Силантьев А. Э. Внутренний государственный финансовый контроль в условиях цифровизации экономики // StudArctic forum. Выпуск 3 (11), 2018, DOI: 10.15393/j102.art.2018.3262


Выпуск № 3 (11)

Экономика и управление

pdf-версия статьи

Внутренний государственный финансовый контроль в условиях цифровизации экономики

Силантьев Антон Эдуардович
Петрозаводский Государственный Университет (Петрозаводск, пр. Ленина д. 33),
Santon26@mail.ru
Научный руководитель:
Кадникова Татьяна Геннадьевна
кандидат экономических наук
доцент
Ключевые слова:
Цифровизация экономика
программа «Цифровой экономики Российской Федерации»
государственный внутренний финансовый контроль
бюджетные обязательства
Федеральное Казначейство.
Аннотация: В статье рассмотрены основные проблемы осуществления цифровизации экономики России. Отмечена роль внутреннего государственного финансового контроля в условиях цифровизации экономики. Раскрыты уникальные особенности осуществления внутреннего государственного контроля в России и перспективы развития данной сферы. Проанализирована программа «Цифровой экономики Российской Федерации» анонсированная Правительством РФ.
Рецензент: О. Н. Прохорова
Принята к публикации: 12.12.2018;

Основной текст

В условиях сложной экономической ситуации, роста экономических преступлений и махинаций, внутренний государственный контроль становится как никогда важным и актуальным. Внутренний государственный контроль – это комплекс мероприятий, осуществляемый органами исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Федерации по надзору за эффективным использованием финансовых ресурсов и защите прав и интересов участников финансовых отношений.

Следует отметить, что в настоящее время наметилась тенденция цифровизации экономики. Во-первых, это проявляется в повышении роли цифровых технологий в формировании ВВП России. Несмотря на небольшие показатели, всего 5% от ВВП, тенденция развития доли высоких технологий в ВВП положительна. Во-вторых, цифровизация экономики проявляется в компьютеризации органов исполнительной власти всех уровней, и как следствие компьютеризации бюджетного процесса.

Цифровизация экономики – это сложный и ответственный процесс, который требует плодотворной и ответственной работы на всех уровнях власти. Данный процесс в России реализуется медленными темпами и имеет ряд проблем.

Основной проблемой является медленное развитие отечественного IT-сектора. Безусловно, в последние годы ситуация меняется, например, в бюджетных организациях внедряется отечественная платежная система «МИР», но при этом, нынешних мероприятий не достаточно. Кроме этого, в России, в сравнении с развитыми странами, медленно развиваются инновационные технологии в целом, во всех отраслях жизни общества. Для развития цифровой экономики необходимо развивать современные технологии, стимулировать молодых ученых, создавать новые площадки для развития перспективных идей.

В 2017 году Правительство РФ анонсировало программу «Цифровой экономики Российской Федерации». В рамках программы, помимо обеспечения интернетом всех отдаленных районов России, планируется разместить большую часть государственных документов в виртуальных хранилищах, к 2025 году обеспечить предоставление 80% государственных услуг в электронном виде. Кроме этого, планируется создание 50 smart-городов, организация 10 цифровых отраслевых платформ и реорганизация ряда предприятия в высокотехнологичные.

Согласно данным Harvard Business Review, представленным на рисунке 1, Россия занимает переходную позицию между перспективными странами и лидерами. То есть, Россия имеет большой потенциал цифровизации и постепенно наращивает темпы развития этой отрасли.

 

Рисунок 1. Развитие цифровой экономики,2017 год. [1]

Следует признать, что Россия начала развивать цифровую экономику относительно поздно, поэтому не занимает ведущие позиции по этому показателю в мире. В связи с этим, в планах государства стоит цель попасть в топ 20 государств по этому показателю к 2020 году.

Особое место в программе цифровизации экономики России занимает развитие кибербезопасности и усовершенствование внутреннего финансового контроля. К 2020 году Россия должна занять 10 место в рейтинге кибербезопасности, а в 2025 году – 8. Таким образом, можно утверждать, что развитие безопасности является одним из приоритетов программы «Цифровой экономики».

Несмотря на необходимость внутреннего контроля, государство должно придерживаться принципа умеренного вмешательства в развитие современных экономических отношений, при этом сохраняя за собой функцию контроля и защиты прав участников процесса.

При осуществлении финансового контроля в условиях цифровизации экономики исполнительные органы власти имеют ряд проблем. Основной проблемой является отсутствие нормативно-правовой базы в этой отрасли. Можно сказать, что нормативно-правовая база для регулирования цифровой экономики пишется с нуля. Современная нормативная база в Российской Федерации не учитывает основных свойств новой высокотехнологичной экономики – большой значимости нематериальных активов, открытия и сглаживания границ рынков.

Для изменения нынешней ситуации, до 2020 года предполагается, что появится около 50 совершенно новых законов о цифровизации экономики. Данные мероприятия внесут определенную ясность и регламентируют данный процесс.

Еще одним важным аспектом, усложняющим внутренний финансовый контроль и дополняющим вышесказанное, является определение и идентификация всех участников финансовой системы. В частности, при реализации бюджетных обязательств в условиях цифровой экономики появляется вопрос о юридической силе электронных документов. Кроме этого, существует проблема регламентации стандарта электронной подписи, которая является гарантом исполнения наложенных обязательств.

Прежде всего, все выше сказанное касается исполнения бюджетных обязательств, так как данные мероприятия имеют общегосударственные значения и связаны с благосостоянием граждан. В условиях цифровизации экономики перед Федеральным Казначейством стоит очень сложная и ответственная задача. Необходимо обеспечивать объективные и законодательно-обоснованные проверки, ревизии и обследования. В связи с этим, возникают новые вопросы, связанные с проведением ревизии нематериальных цифровых активов, определением их юридической природы.

Также, необходимо регламентировать санкционные действия в отношении субъектов, нарушающих бюджетные или другие финансовые отношения. Следует признать, что в условиях цифровой экономики это может вызывать сложности. Кроме этого, необходимо усовершенствовать законодательство в сфере киберпреступлений в целом, которое в свою очередь повлияет и на бюджетные отношения.

Одной из проблем внутреннего финансового контроля в условиях цифровизации экономики является огромная территория России. Каждый регион Российской Федерации обладает своими уникальными особенностями, которые необходимо учитывать при организации как бюджетных, так и других отношений. Выше было отмечено, что в ближайшие годы все удаленные районы должны быть обеспечены интернетом и другими видами связи. Данное мероприятие требует больших финансовых и трудовых вложений. В данном контексте возникает новая проблема, замедляющая цифровизацию экономики. Для развития цифровой экономики важным фактором является финансовая грамотность населения. Многие граждане и юридические лица, особенно в отдаленных районах, неохотно осваивают современные технологии, предпочитая им традиционные. Кроме этого, у населения существует страх перед инновациями. Для них они выглядят сомнительными и ненадежными. В связи с этим, основной задачей государства является познакомить граждан с современными технологиями и поменять их менталитет в этом отношении. Перед органами внутреннего финансового контроля стоит не менее важная задача – расширить деятельность муниципальных органов внутреннего финансового контроля. Данная мера позволит более качественно и детально анализировать бюджетный процесс в регионах.

Несмотря на все сложности в области осуществления внутреннего финансового контроля, связанные с реализацией проекта цифровизации экономики, появляются неоспоримые преимущества. К подобным преимуществам, которые приносят свои плоды, относится повышение ликвидности Единого Казначейского Счета, то есть сокращается временной период, за который производятся своевременные выплаты сектора государственного управления. Кроме этого, сокращается общее время казначейских проверок. Вся информация становится более структурированной и достоверной. Кроме этого, благодаря цифровизации экономики, значительно сокращается количество производимых операций, что в свою очередь позволяет сократить расходы на проведение проверок.

Подводя итог всему выше сказанному, можно утверждать, что развитие современной мировой экономики напрямую связано с развитием цифровой экономики, современных технологий и новых методов ведения экономических отношений. Россия, как полноправный участник мировых экономических и политических отношений, должна поддерживать общемировые тенденции. При реализации проекта цифровой экономики все органы власти должны работать слаженно и постоянно взаимодействовать между собой. Особое внимание необходимо уделить внутреннему финансовому контролю. Деятельность органов, осуществляющих данные мероприятия, связаны с контролем осуществления бюджетного процесса. Данный процесс имеет общегосударственное значение и затрагивает в разной степени всех участников финансовой системы государства. Добросовестный и качественный внутренний финансовый контроль приведет к более продуктивному росту цифровой экономики, что в свою очередь окажет положительное влияние на развитие российской экономики в целом. В результате, положительно изменятся все макроэкономические показатели, которые позволят вывести экономику России на новый уровень.


[1]  60 countries’ Digital Competitiveness, Index [Электронный ресурс] : Harvard Business Review. – Электрон. дан. – США, cop. 2018. – URL : https://hbr.org/2017/07/60-countries-digital-competitiveness-indexed. - яз. англ. - (07.10.2018).

 


Список литературы

1.Бюджетный кодекс Российской Федерации; Федер. закон от 31.07.1998 г. №145-ФЗ: Принят Гос. Думой 17 июля 1998 г.: одобрен Советом Федерации 17 июля 1998 г. // «КонсультантПлюс» [ Электронный ресурс] : справ. прав. система / Компания «КонсультантПлюс». – Электрон. дан. – [Москва], cop.1997. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/. – (08.10.2018).

2. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации [Электронный ресурс] Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. – Электрон. дан. – Россия, 2018. – URL: https://minsvyaz.ru/ru/, свободный. – (08.10.2018).

3. Федеральное казначейство [Электронный ресурс] официальный сайт Казначейства России . – Электрон. дан. – Россия, 2018. – URL: http://www.roskazna.ru/, свободный. – (08.10.2018).

4. Эксперты назвали проблему, мешающую развитию цифровой экономики в России [Электронный ресурс] / РИА Новости. – электрон. ст. – Россия, 2018. – URL: https://ria.ru/economy/20180913/1528443371.html, свободный. – (08.10.2018).

5. 60 countries’ Digital Competitiveness, Index [Электронный ресурс] : Harvard Business Review. – Электрон. дан. – США, cop. 2018. – URL : https://hbr.org/2017/07/60-countries-digital-competitiveness-indexed. - яз. англ. - (07.10.2018).


Просмотров: 360; Скачиваний: 73;

DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j102.art.2018.3262