Ольшевская А. Р. Проблема несовершенства основополагающих международно-правовых актов в сфере безопасности мореплавания // StudArctic forum. Выпуск 3 (11), 2018, DOI: 10.15393/j102.art.2018.3181


Выпуск № 3 (11)

Юриспруденция

pdf-версия статьи

Проблема несовершенства основополагающих международно-правовых актов в сфере безопасности мореплавания

Ольшевская Арина Романовна
Государственный университет морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова (Санкт-Петербург),
olshevskaya.a777@gmail.com
Научный руководитель:
Цветкова Юлия Сергеевна
Ключевые слова:
безопасность мореплавания
пробелы международно-правовых актов
международные правила
международные конвенции
столкновения судов
поиск и спасание на море
морская спутниковая связь
система сигналов при бедствии
обеспечение безопасности.
Аннотация: Автором анализируются международно-правовые акты в сфере безопасности мореплавания, выявляются несовершенства и пробелы в некоторых положениях данных актов. Также предлагаются возможные пути решения вышеназванных проблем.
Рецензент: Ю. С. Цветкова
Статья поступила: 15.11.2018; Принята к публикации: 10.12.2018;

Основной текст

Испокон веков безопасность являлась приоритетом на всех видах транспорта. Особое значение в современном мире она приобретает в морском судоходстве и означает сохранность на море человеческой жизни, кораблей, судов и перевозимых ими грузов.

Проблема безопасности мореплавания является наиболее актуальной в современное время, поскольку постоянно увеличивающиеся размеры морских судов, рост их скоростей, плотность движения судов, а также необходимость плавания в различных метеорологических условиях, в том числе  и сложных, заставляют постоянно соотносить действующие правила мореплавания с новыми обстоятельствами.

Объектом научного исследования выступают отношения, складывающиеся по поводу обеспечения безопасности мореплавания.

Предметом данной работы являются международно-правовые акты, посвященные вопросам правового регулирования безопасности на море.

Методами исследования выступают: общенаучный (дедукция), и частноправовой (формально-юридический, сравнительно-правовой).

Цель научного исследования: анализ международно-правовых актов в сфере обеспечения безопасности мореплавания.

Задачи исследования:

1) Рассмотреть проблемы и пробелы основополагающих международно-правовых актов в сфере обеспечения безопасности мореплавания;

2) Предложить предполагаемые пути решения вышеназванных проблем.

Согласно данным, приведенным известным Лондонским классификационным обществом – Регистром судоходства Ллойда, ежегодно в мире гибнет от 350 до 400 судов, что составляет примерно по 1 судну в день. Главной причиной гибели судов в подавляющих случаях являются их столкновения. Происходит это, как правило, из-за малого числа экипажа, вызванного появлением новой судовой техники, которая берет на себя функции автоматического мониторинга и принятия решений за человека. Увеличение размеров судов и вследствие этого ухудшение их маневренности, а также увеличения плотности и интенсивности движения являются факторами риска при судоходстве.

Эти факторы требуют постоянного учета и отражения путем внесения изменений в действующие международно-правовые акты, регулирующие безопасность на море. Главным международно-правовым актом, регулирующим безопасность на море, и требующим корректировки, являются Международные правила предупреждения столкновений судов в море 1972 г., МППСС-72 (Правила).

Например, в правилах под № 14,15,17 указано об их применении только для двух судов, что противоречит Правилу 1(а), в котором указано, что «Правила распространяются на все суда». Суда плавают в основном по устоявшимся судоходным путям, где интенсивность движения высока. К сожалению, там случаи опасного сближения только двух судов встречаются реже, чем случаи опасных встреч с тремя и более судами одновременно. Эти обстоятельства существовали уже при разработке МППСС-72. Такое упущение законодателей, утвердивших Правила, в настоящее время все больше затрудняет их применение.

Многие ключевые термины в Правилах не определены, например: «уступить дорогу», «держаться в стороне», «не затруднять безопасный проход». Практически все эти термины обозначают одни и те же действия. Однако их различная формулировка только усложняет понимание данных Правил.

МППСС-72 сложны и громоздки. Необходимо пересмотреть перечисленные правила, внести в них корректировки и дополнения в соответствии с современными условиями эксплуатации судов на море.

Следующим важным документом в сфере безопасности мореплавания, требующим пересмотра, является Международная конвенция по поиску и спасению на море 1979 г. (SAR-79).

У нее также есть свои недостатки: отсутствие соглашений по распределению районов ответственности между соседними территориями (Например, Украина до 2000 года должна была заключить соглашения по распределению районов ответственности с Россией на Азовском и Черном морях, с Румынией, Болгарией, Турцией и Грузией на Черном море и сообщить об этом генеральному секретарю ИМО).

Третьим основным документом в сфере безопасности мореплавания является  Конвенция о международной организации морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ), которая тесно связана с Глобальной морской системой сигналов при бедствии и обеспечении безопасности (ГМССБ).

Недостаточная техническая оснащенность и малочисленность спутниковой группировки, отсталое в некоторых странах программное обеспечение для высокоскоростной обработки и передачи сигналов бедствия, а также небольшое количество центров мобильной обработки данных, установленных на беспилотных летательных аппаратах или самолетах дальнего патрулирования и мониторинга морского пространства не обеспечивают своевременное обнаружение терпящих бедствие судов и оказания им необходимой помощи.

Со дня основания ГМССБ в 1999 г. внедрено множество инноваций в технологии радиосвязи, однако инновации цифровых методов не коснулись аппаратуры связи ГМССБ. Переход большинства судов, построенных в прошлом веке, на цифровую аппаратуру связи представляется невозможным, поскольку на всех судах базовые радиостанции имеют статус обязательного оборудования и не предусматривают никаких других. В базовые системы оборудования связи входят лишь спутниковые терминалы (морские районы А1 и А2 до 150 м.миль) и спутниковых телефонов (в морских районах А3 и А4 свыше 150 м.миль).

Недостатком спутниковой связи является нередкая задержка между подачей сигнала и его получением, которая может достигать 2 часов (это приблизительно период обращения спутника). Следовательно, это говорит о том, что внесение изменений в действующие правила стали скорее необходимы, чем просто желательны.

Проблема обеспечения безопасности на море не потеряла своей актуальности в настоящее время. Несовершенство рассмотренных нами международно-правовых актов в сфере безопасности мореплавания должно решаться путем обязательного пересмотра положений с учетом современного развития не только самого судоходства, но и средств технического прогресса, позволяющими в кратчайшие сроки не только обнаружить терпящее бедствие судно, но и своевременно оказать помощь всему экипажу и материально-техническим ценностям. И, конечно же, все правила должны преследовать самую главную цель – спасение и сохранение человеческих жизней на море. Это также затрагивает такие крупные озера на северо-западе России, как Ладожское и Онежское, поскольку условия обеспечения безопасности в период навигации наиболее схожи с морскими.


Список литературы

1. А. Коровин. Морские вести Росси №14. – Москва:, 2016. – 123 с.

2. М. Костров. Проблемы поиска и спасения на водных объектах Украины. – Одесса:, 2000. – 56 с.

3. Е. Найденов. Морские вести России №4. – Москва:, 2015. – 128 с.

4. Ф.М. Кацман, А.А. Ершов. Аварийность морского флота и проблемы безопасности судоходства. Москва, 2016 г.

5. ISM Code. International safety management code, IMO, 2014 y.

6. Safety of life at sea (SOLAS), IMO, 2009 y.

7. IAMSAR – International Aeronautical and Maritime Search and Rescue Manual, IMO, 2013 y.

8. Convention on the International Regulations for Preventing Collisions at Sea, 1972 (COLREGs). [Электронный ресурс]: URL: http://www.imo.org/en/About/Conventions/ListOfConventions/Pages/COLREG.aspx

9. Promoting safety and public understanding of risks. - Lloyd’s Register Foundation, 2017. – 43 p.

10. K.T. Wayne. Maritime Safety, Security and Piracy, Informa, 2008 y.




Просмотров: 106; Скачиваний: 27;

DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j102.art.2018.3181