Молодцова А. В. Роль государственного финансового контроля и перспективы его развития // StudArctic forum. Выпуск 2 (10), 2018, DOI: 10.15393/j102.art.2018.3161


Выпуск № 2 (10)

Экономика и управление

pdf-версия статьи

УДК 336.148

Роль государственного финансового контроля и перспективы его развития

Молодцова Анна Владимировна
Петрозаводский Государственный Университет (185005, Россия, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Ломоносова, 65),
molodcova_anja@rambler.ru
Научный руководитель:
Кадникова Татьяна Геннадьевна
Ключевые слова:
федеральное казначейство; счетная палата; бюджетная политика; исполнение бюджета; внутренний государственный финансовый контроль; внешний государственный финансовый контроль
Аннотация: Государственный финансовый контроль является неотъемлемой частью государственной финансовой политики. Без должного уровня контроля невозможно обеспечить эффективное формирование и использование бюджетных ресурсов. Так как от рациональности государственной бюджетной политики зависит эффективность всей экономики в целом, то контроль за её реализацией имеет первоочередное значение.
Рецензент: О. Н. Прохорова
Статья поступила: 05.11.2018; Принята к публикации: 28.11.2018;

Основной текст

Контроль является необходимым элементом в любой деятельности. Его нельзя рассматривать обособленно, т.к. зачастую на практике контрольные функции реализуются параллельно с выполнением каждой отдельной задачи. На начальном этапе важно сопоставить имеющиеся средства и планируемые результаты (т.е. провести контроль достаточности ресурсов и адекватность их количества для реализации намеченной цели). По мере выполнения задачи важно контролировать сроки и объемы используемых ресурсов, при необходимости внося корректировки. И наконец, без заключительного контроля нельзя говорить о достижении поставленной цели прежде, чем будут сопоставлены фактические и плановые показатели. Поэтому, существует 3 вида контроля: предварительный, текущий и последующий. Исследования, посвященные государственному финансовому контролю, проводили многие авторы: Александров A.M., Андреев В.Д., Белобжецкий И.А., Вознесенский Э.А., Иванова О.Б., Мизинцев В.В. Родионова В.М., Романовский М.В. и другие.

  Особенно важным является контроль в бюджетной сфере. Деятельность государства можно сравнить с деятельностью предприятия: у обоих есть активы, за счет которых они должны обеспечивать выполнение своих обязательств; собственники, вкладывающие свои средства и заинтересованные в их эффективном функционировании; и управляющие - профессиональные менеджеры, которым собственники могут делегировать управление.

Таблица 1. Общие черты государства и предприятия

Признак Предприятие Государство
Наличие активов Денежные средства, материалы, основные средства Национальное богатство
Наличие обязательств Обязательства перед собственниками, работниками, кредиторами, поставщиками Обязательства перед обществом, международными организациями, иностранными государствами
Собственники Учредители, акционеры Население страны
Люди, обеспечивающие управление Руководство, менеджеры среднего звена, специалисты Правительство, министерства и ведомства, бюджетные учреждения
Контролирующие органы Федеральная налоговая служба, аудиторские компании Счетная палата, Федеральное казначейство, Центральный банк

"Собственником" государства по праву можно назвать проживающий в нем народ, т.к. именно население обеспечивает существенную долю поступлений в государственный бюджет в виде налоговых платежей (сюда же относятся налоговые поступления от деятельности предприятий). От эффективности управления этими ресурсами напрямую зависит уровень благосостояния "собственников", т.е. людей (важно, чтобы преобладало расширенное воспроизводство, обеспечивающее рост ВВП). А управлением занимаются, как было отмечено выше, специально уполномоченные органы в числе отдельных народных представителей. Поэтому важность контроля за обеспечением открытости, прозрачности, а главное рациональности их деятельности играет общеэкономическое значение. Если деятельность предприятия оказывает влияние на строго определенное число заинтересованных лиц, то деятельность государства - на всё население. В связи с этим выбранная тема чрезвычайно важна и обладает высокой степенью актуальности.

До недавнего времени экономика России несла особенно существенные потери в связи с низкой финансовой, бюджетной, налоговой дисциплиной, что было связано с недостаточно развитой системы контроля за использованием бюджетных средств. Нельзя не сказать о наличии таких проблем как криминализация экономики, проявляющаяся в коррупционной составляющей, отсутствие целевых ориентиров и невозможность проанализировать достигнутые результаты, несовершенство законодательной и методологической базы финансового контроля. 

  Главным органом, ответственным за внутренний государственный контроль, является Федеральное казначейство. Оно наделено полномочиями государственного финансового контроля в предварительной форме, т.е. до проведения платежных операций (однако, в Федеральном казначействе также существуют и другие формы контроля). Данная функция реализуется через контроль за непревышением сумм по операциям над лимитами бюджетных обязательств или бюджетными ассигнованиями, контроль за наличием подтверждающих возникновение обязательств документов, санкционирование операций и т.д. Таким образом, внутренний контроль является непрерывным процессом, осуществляемым руководством, сотрудниками и контрольно-аудиторскими подразделениями.

  Кроме того, Федеральным казначейством ежегодно составляется План контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере и отчет о его исполнении. Также Федеральное казначейство тщательно проверяет и свою собственную деятельность. Согласно Годовому плану внутреннего контроля и внутреннего аудита на 2019 год проверки подлежат 18 управлений центрального аппарата Федерального казначейства и 18 территориальных органов Федерального казначейства [1].

  Высшим органом внешнего государственного контроля является Счетная палата РФ. Её основной задачей является контроль за законностью и целевым характером использования государственных ресурсов для обеспечения достойного уровня жизни, инновационного развития российской экономики и общего экономического роста. Счетная палата выполняет функции последующего контроля, проводимого после совершения операций.

  Согласно Отчетам о работе счетной палаты в 2015-2017 гг., Счетной палатой проводится около 250 проверок ежегодно. При этом, количество охваченных объектов увеличилось, что говорит об укрупнении тематики мероприятий без увеличения их количества. В 2017 г. по сравнению с 2015 г. количество охваченных объектов увеличилось на 2247 шт., или на 86,6%. Количество нарушений при поступлении и использовании средств бюджетов бюджетной системы возросло практически в 2 раза и составило 6455 шт. в 2017 году. При этом, те же нарушения в денежном выражении возросли более, чем в 3,5 раза, что говорит об укрупнении масштаба совершаемых нарушений. Растет количество нарушений при осуществлении государственных (муниципальных) закупок. В 2017 г. подобных нарушений стало на 1751 шт. больше (или на 309,4%). Подобная тенденция грозит неэффективным использованием бюджетных средств, т.к. при наличии сговора между участниками торгов реализуются личные интересы и уменьшается значимость общественных. Однако, нарушения при осуществлении государственных закупок стали менее значительными, т.к. в денежном выражении данный показатель снизился на 7,7 млрд. руб., что составило 6,1%. Возможно, большая детализированность проверок усилила финансовую дисциплину лиц, ответственных за вышеуказанное направление использования бюджета, и позволила выявить даже самые незначительные из нарушений. Поэтому увеличилось их количество, но уменьшился объем. Как видно, объем неэффективного использования средств бюджета сократился более чем в 2 раза, в том числе и вследствие указанного выше фактора - усиления контроля за расходованием бюджетных средств. В целом за рассмотренный период в 3 года благодаря мероприятиям, проводимым Счетной палатой РФ, в бюджет удалось вернуть 38, 34 млрд. руб. Это сравнимо с объемом планируемых поступлений в бюджет Республики Карелия в 2018г. (33,62 млрд руб.) [2].

Таблица 2. Показатели контрольной деятельности Счетной палаты Российской Федерации за  2015-2017 гг.

Показатель 2015 2016 2017
Количество контрольных мероприятий, шт. 244 259 236
Количество охваченных объектов, шт. 2594 3211 4841
Количество нарушений при поступлении и использовании средств бюджетов БС, шт. 3445 3845 6455
(млрд. руб.) 516,5 965,8 1865,6
в т.ч. Нарушения при формировании и исполнении бюджетов БС (млрд.оуб.) 152,8 488,3 599
Количество нарушений при осуществлении государственных (муниципальных) закупок, шт. 566 898 2317
(млрд. руб.) 126,1 53,1 118,4
Объем нецелевого использования бюджетных средств, млрд. руб. 3,7 1,1 4,7
Объем неэффективного использования бюджетных средств, млрд. руб. 81,2 33,3 34,8
Объем средств, возвращенных в бюджеты БС, млрд. руб. 10,32 8,82 19,2

Помимо двух указанных органов, государственным финансовым контролем занимаются также Министерство финансов, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, Банк России и др. Таким образом, можно говорить о роли государственного финансового контроля для страны в целом. Прежде всего, он позволяет предотвратить потери, связанные с ненадлежащим использованием бюджетных средств, хищениями и мошенническими изъятиями. Благодаря действенным мерам, принимаемым органами государственного финансового контроля, становится возможным не только не допускать возникновение отмеченных ситуаций, но и вернуть в бюджет средства, использованные не по назначению. Вторым важным моментом является то, что чем эффективнее используются государственные финансовые ресурсы, тем меньше их требуется для достижения поставленных целей. Это позволяет сократить налоговую нагрузку на население и бизнес и повышает уровень жизни граждан. И наконец, нельзя не отметить значимую роль государственного финансового контроля в обеспечении экономической безопасности страны. Это является особенно актуальным в условиях нестабильности мировой политической ситуации, санкций и неустойчивости внешнеэкономических связей. В сложившихся условиях для того, чтобы обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие, необходимо мобилизовать все имеющиеся ресурсы и не допускать их неэффективного использования. Поэтому можно говорить о том, что государственный финансовый контроль является одним из основополагающих факторов, обеспечивающих устойчивость национальной экономической системы.

  Как видно государственный финансовый контроль - важная составляющая контрольной деятельности государства. Поэтому особо важно обеспечивать её совершенствование и развитие.

  В качестве общих тенденций развития можно выявить следующее:

1)  Формирование новых подходов и методов проведения контрольных мероприятий, а также совершенствование уже использующихся.

2) Повышение эффективности проводимых мероприятий, снижение количества безрезультативных проверок.

3) Использование риск-ориентированного подхода с учетом индикаторов потенциально высокого уровня нарушений и неэффективного управления.

4) Повышение доступности информации путем создания автоматизированных баз данных и систем управления.

5) Организация взаимодействия и слаженной работы всех контрольных органов.

6) Повышение персональной ответственности, разработка систем персональных показателей эффективности руководства органов власти.

Таким образом, система государственного контроля имеет особую значимость в отношениях, связанных с формированием и использованием финансовых ресурсов государства. В Российской Федерации существует несколько контрольных органов, ответственных за надзор и пресечение нарушений в сфере финансово-бюджетных отношений. Для качественного выполнения данных функций необходимо двигаться по пути комплексного взаимодействия и формирования системы непрерывного контроля, несущего всепронизывающий характер и учитывающего результаты работы иных контрольных органов на основе единой методологической базы проведения контрольных мероприятий и системы показателей их эффективности.


Список литературы

1. Годовой план внутреннего контроля и внутреннего аудита Федерального казначейства на 2019 год: от 30.07.2018 г. // Официальный сайт Казначейства России [Электронный ресурс] / Федеральное казначейство. – Электрон. дан. – Москва. - URL : http://www.roskazna.ru, свободный. – Яз. рус, англ. – (07.10.2018).

2. Бюджет Карелии на 2018 год принят в первом чтении [Электронный ресурс] / . - Электрон. ст. - Республика Карелия, 2017. - URL: http://karelinform.ru, свободный. - Яз. рус. - (07.10.2018).

3. Лелари Д.Д. Финансовый контроль в Российской Федерации и перспективы его развития / Д.Д. Лелари // Современная экономика. - 2017. - С. 192-196.

4. Стратегическая карта Казначейства России на 2017-2021 годы: от 20.03.2017 г. // Официальный сайт Казначейства России [Электронный ресурс] / Федеральное казначейство. – Электрон. дан. – Москва. - URL : http://www.roskazna.ru, свободный. – Яз. рус, англ. – (07.10.2018).

5. Стратегия развития Счетной палаты Российской Федерации на 2018-2024 годы // Официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации / Счетная палата Российской Федерации. – Электрон. дан. – Москва, сор. 2018. - URL : http://www.ach.gov.ru, свободный. – Яз. рус, англ. – (07.10.2018).



Просмотров: 147; Скачиваний: 40;

DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j102.art.2018.3161