Аунбу А. В. Противостояние природы и человека в романе Майкла Панке «Выживший» // StudArctic forum. Выпуск 2 (10), 2018, DOI: 10.15393/j102.art.2018.2941


Выпуск № 2 (10)

Языкознание и литературоведение

pdf-версия статьи

УДК 82-311.3

Противостояние природы и человека в романе Майкла Панке «Выживший»

Аунбу Анастасия Вячеславовна
Северо-Восточный государственный университет (Город Магадан, улица Портовая 13),
aunbuna@mail.ru
Научный руководитель:
Епанчинцев Роман Вячеславович
Ключевые слова:
Выживший
роман
Майкл Панке.
Аннотация: В статье рассматриваются способы раскрытия темы противостояния природы и человека на примере романа Майкла Панке «Выживший».
Статья поступила: 28.06.2018; Принята к публикации: 25.08.2018;

Основной текст

Тема противостояния человека и природы привлекала внимание и писателей и, соответственно, читателей тем, что отношение человека к окружающей среде меняется, а также меняется и отношение человека к самому себе.

Галина Ушакова, автор статьи «Проблема противостояния человека и природа», пишет: «Противостояние природе плавно перешло во внутренний мир человека, в его отношение к самому себе. Эта борьба происходит на всех уровнях его бытия. Из этого противостояния исходит искажение понимания человеком своей глубинной сущности и проблема определения своей реальной позиции в окружающей среде, а также его убеждения, цели и действия».

Многие писатели, которые поднимали данную проблему, использовали реальные данные из тех или иных биографий. Так, Роман Майкла Панке «Выживший» основан на реальных событиях и об этом пишет сам автор в «Историческом комментарии»:

Хью Гласс, работая на пушную компанию Скалистых гор, осенью 1823 года столкнулся с медведем гризли и был сильно изувечен; его бросили товарищи; он выжил и отправился мстить виновным. [1, с.309]

Роман «Выживший» начинается с предисловия, в котором траппер Гласс еще не одинок в этом жестоком мире, но он уже понимает, что друзья оставят его на произвол судьбы. Таким образом автор заинтриговал нас, читателей.

Условия жизни трапперов отличаются от современных. Майкл Панке красочно описывает их быт, обычаи и традиции, разговоры, взаимопомощь и предательство. Например, начиная со второй главы, автор предлагает нам увидеть занятия охотников в диком лесу:

«Одиннадцать человек сгрудились в лагере, не зажигая костра. А для трапперов скрытность была важнее всего. До темноты оставался час, охотники занимались кто чем: чистили, латали мокасины, ужинали. Парнишка спал в потрепанной одежде.» [1, с.21]

Самый захватывающий и волнующий момент в романе – это появление гризли перед глазами Гласса. Автор описывает медведицу так, будто был в эпицентре событий, будто он сам участвовал в этой схватке:

«Рык грянул громче: медведица выбралась на поляну, черные глаза ставились на Гласса. Гласс разглядел и сильное тело, сжатое, как пружина, и готовое к броску, и мускулистые передние лапы, переходящие в мощные плечи, и серебристый загривок.» [1, с.35]

Вот главная черта жанра приключения, выживания, вестерн – реализм. Чем реалистичнее описание дикой природы и их обитателей, тем больше мы окунаемся в ту атмосферу страха, ужаса, стремления выжить, несмотря ни на что. Можно сказать, что Майкл Панке справился с данной задачей.

Как и всеми нами, главным героем управляет инстинкт выжить:

«Инстинкт толкал бежать назад через ивняк и дальше к реке…»[1, с.36]

Но Глассу не удалось убежать, зверь был слишком близок и слишком опасен, случилось то, чего стоило ожидать в этой неравной схватке:

«Медведица схватила его зубами сзади за шею, подняла в воздух и встряхнула так. Что едва выдержал позвоночник. Затрещала лопатка, по спине и затылку проехались когти. Гласс взвыл от боли.» [1, с.37]

Как мы видим, Майкл Панке, при описании данной сцены, не прибегает к использованию различных художественных средств выразительности. Короткие предложения, ничего лишнего, лишь действия, от которых больно и читателю. Это еще одна особенность в раскрытии темы противостояния природы и человека.

Майкл Панке не оставляет без внимания и философию, мировоззрение трапперов того времени:

«В случае нужды ты был обязан помочь любому – другу, соратнику, первому встречному: жизнь, включая твою собственную, зависела здесь от готовности выручить того, кто нуждается в помощи». [1, с.55]

Главное правило – помоги ближнему, но:

«…применительно к Глассу закон все больше не казался капитану двусмысленным. …вся жизнь отряда в эти дни была подчинена нуждам одного-единственного человека, ибо таково правило. Выполнять которое больше не было сил. По крайней мере, здесь и сейчас.» [1, с.56]

После, казалось бы, смертельной схватки, Майкл Панке решил во всей красочности и реалистичности показать читателю, на сколько сильная и неравная была эта битва, описав внешний вид главного героя:

«Мало-помалу открылась голова Гласса – окровавленный ком волос и плоти.» - таким предстал перед нами и остальными трапперами Гласс, - «Тело Гласса было разодрано с головы до ног. Кожа с темени оторвана почти целиком, как скальп, и болтается сбоку, лицо разодрано в клочья.» [1, с.39]

Глава, которая описывает начало пути выживания Гласса начинается с назывных предложений, что подчеркивает тяжелое состояние героя, отрывистость его мыслей:

«День. Не ночь. Это единственное, что мог определить Гласс, если не двигаться.» [1, с.84]

Главную роль в раскрытии данной темы и отображения реальной картины играют описания внешности, физического состояния Гласса, действий героя и его мыслей.

Гласс делает вполне реальные выводы, что доказывает его стремление выжить, не сдаться случившейся ситуации:

«Выводы были неутешительны. Во-первых, он беззащитен… во-вторых – на поляне оставаться нельзя. Он здесь явно не первый день, а укрытый под соснами родник наверняка знают все окрестные индейцы.» [1, с.95]

Автор здесь описывает каждую деталь происходящего, каждое малейшее движение героя, чтобы мы понимали, насколько тяжело было Глассу в тот момент. Сравнение футов с милями еще больше придает долготы и мучительность действий.

Реалистичны, очень точны и правдивы описания внешности раненого:

«Если склонить шею, становились видны следы когтей, ведущие к горлу от плеча, и глубокие борозды на груди и выше локтя. Дотянувшись за плечо левой рукой, Гласс нащупал пять борозд.» [1, с.95]

Майкл Панке акцентирует внимание на важности пищи для Гласса, как и любому другому человеку, потому что, чтобы идти дальше, необходимы силы:

«И все же организму требовалось мясо. За двенадцать дней, что прошли после нападения гризли, раненому перепало несколько глотков бульона… на ягодах и кореньях можно продержаться день-другой, однако чтобы встать на ноги, нужно что-то более питательное.» [1, с.115]

В романе «Выживший» явно преобладает реализм, что делает его более интересным и живым. Автор показывает нам, как выживают люди, попавшие в данную ситуацию. Майкл Панке не приукрашивает, не придумывает что-то новое и фантастическое, он просто пишет простые вещи простым языком, доступным для всех читателей.


Список литературы

1. Выживший / Майкл Панке; [пер. с англ. И. В. Майгуровой]. – М.: Изда-тельство «Э», 2016. – 320 с.

2. Ушакова Галина. Проблема противостояния человека и природы. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://fabulae.ru/prose_b.php?id=38961




Просмотров: 275; Скачиваний: 86;

DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j102.art.2018.2941