Федорова А. В. Анализ актуальных проблем концепции совершенствования системы сметного ценообразования в строительстве в Российской Федерации // StudArctic forum. Выпуск 2 (10), 2018, DOI: 10.15393/j102.art.2018.2921


Выпуск № 2 (10)

Экономика и управление

pdf-версия статьи

УДК 338.24.021.8

Анализ актуальных проблем концепции совершенствования системы сметного ценообразования в строительстве в Российской Федерации

Федорова Анастасия Викторовна
ПетрГУ (Петрозаводск, пр. Ленина, д. 33),
Annastasia.vi@mail.ru
Научный руководитель:
Кадникова Татьяна Геннадьевна
Ключевые слова:
совершенствование системы ценообразования в строительстве
проблемы ценообразования в строительстве
ФГИС ЦС
Аннотация: В статье рассмотрены проблемы совершенствования системы сметного ценообразования в строительстве в Российской Федерации, определены проблемы неэффективности управления бюджетными расходами в инвестиционно-строительной сфере и рассмотрены особенности применения ресурсной модели ценообразования сегодня. Данная статья определяет актуальные проблемы, возникшие при реализации реформы ценообразования в строительстве.
Рецензент: О. Н. Прохорова
Статья поступила: 25.06.2018; Принята к публикации: 25.08.2018;

Основной текст

Предпосылками для начала изменений и начала деятельности по внедрению нововведений в систему явились события, связанные с государственными стройками, которые активно обсуждались в СМИ - это ситуации с Космодромом «Восточный», строительством олимпийских объектов в Сочи, которые отмечались коррупционными скандалами, забастовками рабочих из-за задержек зарплаты, выявленными необоснованными затратами, возбуждению ряда уголовных дел и прочим.

Поэтому актуальность рассматриваемой темы очевидна, поскольку все участники инвестиционно-строительной деятельности, в особенности заказчики заинтересованы в максимально достоверном определении затрат на строительство на всех жизненных этапах инвестиционного проекта. Соответственно не достоверно определенная сметная стоимость строительства для бюджетного инвестора, в том числе и для частного, негативно сказывается на всем процессе финансового планирования.

Проведенный анализ сложившейся ситуации, а также изучение научных трудов и статей других авторов о причинах несостоятельности сметного ценообразования позволяет выделить существенные системные проблемы, оказывающие негативное влияние на инвестиционную политику в области строительства.

К основным причинам неэффективности системы ценообразования в сфере строительства можно отнести:

  1.  Высокие сметные расходы и, как следствие, перерасход бюджетных средств. Например, необходимость выделения дополнительных средств оборачивается невозможностью начать новые инвестиционные проекты, в том числе социальной направленности. Для частных инвесторов недостоверная начальная стоимость уменьшает эффективность капитальных вложений и влечет снижение прибыльности. [1]
  2. Ключевым элементом системы ценообразования в строительстве является сметно-нормативная база, представляющая собой совокупность правовых, методических, нормативных документов, устанавливающих порядок определения стоимости строительства, которые привязаны к конкретной базисной дате. На сегодняшний день сметно-нормативная база устарела и отмечается медленное реагирование на изменения данных, составляющих сметно-нормативную основу в ценообразовании в строительстве.
  3. Выполнение некачественных сметных расчетов на этапе планирования и осуществления строительных работ из-за несоответствующей квалификации сотрудников.

Это далеко не все причины, которые делают невозможным проконтролировать обоснованность и оценить эффективность вложения бюджетных средств, направленных на строительство, но уже однозначно можно сделать вывод о том, что сфера технического регулирования и сметно-нормативная база в строительном секторе РФ сегодня не способствуют формированию достоверной и актуальной цены строительства.

В ноябре 2015 г. стартовала реформа ценообразования в строительстве РФ «Концепция 400 дней», которая направлена на решение острых проблем ценообразования и сметного нормирования в строительстве, поскольку неоднократно поднимались вопросы о необходимости оптимизации издержек государства на инвестиционные цели, в т. ч. направленные на снижение стоимости строительства. [2]

Проводимая в настоящее время работа имеет характер только лишь изменения существующей системы сметного нормирования и ценообразования в строительной отрасли, предусматривая работу в трёх областях:

• нормативно-правового регулирования — приведение понятийного аппарата в соответствие с действующим законодательством;

• технического обеспечения — разработка и утверждение пакета основных методических документов в сфере сметного нормирования;

• информационного обеспечения — создание и внедрение федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве.

Итогом проведённой работы должны стать разработанные единая новая сметно-нормативная база, актуальные методические рекомендации, указания и пособия, новые сборники государственных сметных норм и расценок, а также развитие единой федеральной государственной информационной системы (ФГИС ЦС). [2]

В основу концепции совершенствования системы ценообразования заложен постепенный отказ от базисно-индексного метода составления сметной документации и осуществление перехода к ресурсному методу, с целью повышения точности производимых расчётов, которые, в свою очередь, позволять повысить эффективность использования бюджетных ресурсов.

В целях реализации Концепции, для совершенствования нормативно-правового регулирования Минстроем России разработан и внесен в Правительство Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования вопросов сметного нормирования», которым определены:

• понятия сметных нормативов для установления единого подхода при формировании нормативных правовых актов в области сметного нормирования и ценообразования в сфере градостроительной деятельности;

• обязательное применение сметных нормативов, внесенных в единый государственный реестр сметных нормативов, при составлении сметной документации на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов строительства с привлечением средств бюджетов всех уровней государственными корпорациями, а также юридическими лицами, более чем на 50 % принадлежащих Российской Федерации, субъектами Российской Федерации или муниципальными образованиями.

• утверждение порядка формирования и ведения единого государственного реестра сметных нормативов. [3]

В связи с этим, стоит обратить внимание на то, что существовавшие до этого отраслевые базы (ОСНБ) постепенно прекращают свое действие, «вливаясь» в государственную базу. Такие базы есть у Росатома, Газпрома, РЖД, Роснефти, Минтранса и Минкульта. Особенность данных ОСНБ состоит в том, что в них отражены моменты, связанные со спецификой строительства объектов соответствующих отраслей, которые нарабатывались и проверялись десятилетиями. Поэтому ликвидация данных баз может обернуться негативными последствиями.

При проведении анализа некоторых сметных расценок в ФСНБ-2001 в редакциях 2001 г., 2009 г., 2014 г., 2017 г. было замечено уменьшение стоимости расценок, которое осуществлено в новых ФЕР (федеральных единичных расценках) за счёт эксплуатации машин и механизмов, также отмечается снижение базисной стоимости материалов в ФССЦ (федеральный сборник сметных цен), но вместе с тем в составе работ и расходе ресурсов отсутствуют существенные изменений.

Таким образом, вышедшая сметно-нор­мативная база формировалась на основе базы 1984 года, в которой использовалось много ручного труда и устаревшей техники, поэто­му она не может служить средством до­стоверного определения размеров капиталь­ных вложений на выполнение строительно- монтажных работ.

Анализируя новые методические рекомендации, указания и пособия было замечено появление нового подхода определения сметной цены на материалы, конструкции и изделия, отличной от изложенной в МДС 81-35.2004, где сметная стоимость на материалы формировалась на основании цен производителей и/или поставщиков этих материалов, включая заготовительно-складские расходы, наценки, таможенные пошлины, транспортировку материалов автомобильным транспортом на расстояние до 30 км. Сметная цена на материалы отражалась в базисном уровне цен (01.01.2000 г.) в сборниках (каталогах) сметных цен на материалы (в 5 частях) и текущих ценах -  сборниках текущих сметных цен (выпускающихся ежеквартально). 

Тогда как в новых методических документах, согласно приказу Минстроя № 1001/пр от 20 декабря 2016 г. «Об утверждении Методики определения сметных цен на материалы, изделия, конструкции, оборудование и цен услуг на перевозку грузов для строительства», отмечено, что информация об отпускных ценах материальных ресурсов должна представляется производителями указанных ресурсов и размещена во ФГИС ЦС.

Отмечая принципиальные отличия заметим, что в данном случае сметная цена определяется по данным только непосредственных производителей материалов, т. е. в рассмотрение не будут браться посредники. Помимо этого, доставка материалов учитывается отдельно, посредством составления оптимальной транспортно-логистической схем транспортировки от производителя с выбором метода транспортировки (ж/д авиа, водный транспорт) и их сопоставлением, с выбором наилучшего. Это в свою очередь увеличит трудозатраты специалиста, поскольку при составление сметных расчетов нужно будет выполнить данные действия по всем ценообразующим ресурсам, а их номенклатура по объекту велика.

Также еще одной особенностью является, что отпускные цены на материальные ресурсы должны подаваться производителями во ФГИС ЦС. Система ФГИС ЦС отражает тенденцию централизации и открытости информации и будет содержать данные по существующим производителям ресурсов, отражая средневзвешенные цены продаж ресурсов в различных ценовых зонах без учёта транспортных затрат по 85 субъектам РФ. Однако, проблемой на сегодняшний день является малая наполняемость системы, производители неохотно предоставляют сведения о своих ценах. Например, в последнее время также отмечался тот факт, что заводы по производству железобетонных изделий стали удалять из свободного доступа прайс-листы на выпускаемую продукцию и предоставляют данные исключительно по запросу определённых позиций, тем самым сохраняя коммерческую тайну. [4]

На данный момент в системе зарегистрировано 9 141 юридических лиц и 103 001 строительных ресурсов. Однако, ввод в эксплуатацию системы был запланирован на сентябрь 2018 года, но сегодня Постановлением правительства РФ №514 от 27.04.2018 г. дата запуска отложилась на 2019 г. [5]

Таким образом, от того насколько достоверно определенна сметная стоимость строительства зависит процесс финансового планирования, поскольку возникающая необходимость выделения дополнительных средств имеет негативные последствия - это оборачивается невозможностью начать новые инвестиционные проекты, в том числе социальной направленности. Для частных инвесторов недостоверная начальная стоимость уменьшает эффективность капитальных вложений и влечет снижение прибыльности. [1]

Совершенствование системы ценообразования в строительстве подходит к концу, но, однако, эксперты и практики в области ценообразования в строительстве оценивают результат проводимой преобразовательской деятельности в области технического нормирования и ценообразования в строительстве как неоднозначный.

Как было замечено экспертами, большое внимание уделяется вопросам второстепенного характера (проектирование и наполнение системы ФГИС ЦС), но безусловно, начатая работа по совершенствованию системы ценообразования становится попыткой преобразования существующей системы ценообразования в строительстве для экономики РФ, поскольку необходимость проведения реформы вызвана потребностью в ужесточении контроля над государственными расходами. Тем не менее, главный результат проводимых действий должен, в первую очередь, способствовать оптимизации стоимости строительства объектов, а впоследствии приводить к её снижению.

В заключение отметим, что на наш взгляд, необходимо делать акцент не на смене метода расчета с базисно-индексного на ресурсный, как это предлагается в рамках концепции реформы ценообразования «400 дней», а на создании эффективного экономического инструментария, который создаст возможность быстро реагировать на появляющиеся новые технологии в строительстве и разрабатывать новые расценки сметно-нормативной базы, с помощью которых необходимые размеры капитальных вложений будут определяться с высокой точностью, что повысит эффективность проектно-сметной документации.


Список литературы

1. Половцев И.Н. Проблемы в области ценообразования строительной продукции в Российской Федерации // Universum: Экономика и юриспруденция : электрон. научн. журн. 2016. № 6(27) . URL: http://7universum.com/ru/economy/archive/item/3242 (дата обращения: 26.05.2018).

2. Лаврентьев Д. Б. Реформирование системы сметного нормирования и ценообразования в строительстве в современных российских условиях // Молодой ученый. — 2017. — №11. — С. 229-231. — URL https://moluch.ru/archive/145/40548/ (дата обращения: 26.05.2018).

3. О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования вопросов ценообразования и сметного нормирования в области градостроительной деятельности. [Электронные данные] - URL: http://www.minstroyrf.ru/docs/10935/ (дата обращения: 20.05.2018).

4. Александр А. Кузьменков, Елена Г. Емельянова, Анастасия В. Федорова Анализ изменений в системе сметного ценообразования в строительстве в современных условиях Российской Федерации // Resour. Technol.. 2017. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-izmeneniy-v-sisteme-smetnogo-tsenoobrazovaniya-v-stroitelstve-v-sovremennyh-usloviyah-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 22.05.2018).

5. Федеральная государственная информационная система ценообразования в строительстве. [Электронные данные] - URL: https://fgiscs.minstroyrf.ru/#/ (дата обращения: 22.05.2018).



Просмотров: 351; Скачиваний: 62;

DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j102.art.2018.2921