№ 3 (7). С. 33.

Экономика и управление

pdf-версия статьи

Научная статья

2017

Молодцова
Анна Владимировна

Петрозаводский Государственный Университет
(185005, Россия, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Ломоносова, 65),
molodcova_anja@rambler.ru
Силантьев
Антон Эдуардович

Петрозаводский Государственный Университет
(185005, Россия, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Ломоносова, 65),
SAnton26@mail.ru

Анализ сбалансированности бюджета Республики Карелия

Статья поступила: 11.12.2017;
Принята к публикации: 29.12.2017;
Аннотация. Формирование бюджета государства или региона – это сложный и ответственный процесс, в ходе которого следует придерживаться ряда принципов. Одним из принципов бюджетной системы РФ является принцип сбалансированности бюджета, то есть расходы бюджета должны быть соразмерны его доходам. Однако, на практике такое состояние равновесия встречается крайне редко. Таким образом, объектом исследования в рамках данной статьи является соотношение расходов и доходов бюджета Республики Карелия.
Ключевые слова: бюджет; доходы; расходы; сбалансированность; дефицит; профицит

Для цитирования: Молодцова А. В., Силантьев А. Э. Анализ сбалансированности бюджета Республики Карелия // StudArctic forum. № 3 (7), 2017. С. 33.

Существует два состояния бюджета, являющихся отклонением от равенства источников образования средств и направлений их расходования: профицит бюджета и дефицит бюджета.

Бюджетный дефицит — одно из состояний несбалансированности бюджета, ведущее к отрицательному сальдо, которое характеризуется превышением объема предусмотренных в бюджете расходных обязательств над объемом планируемых в нем доходов. Дефицит бюджета – не редкое явление. Он возникает всегда, когда обязательства должны быть исполнены в полном объеме, но имеющихся ресурсов по какой-либо причине не хватило.

В свою очередь, профицит бюджета – это обратное состояние, то есть превышение доходов над расходами. Он наблюдается крайне редко, т.к. предполагается, что средств должно быть собрано ровно столько, чтобы государство имело возможность исполнить все свои обязательства. Если остается «лишнее» - это означает избыточное налоговое бремя и недоиспользование части ресурсов.

При этом, стоит отметить, что дефицит бюджета нельзя рассматривать как сугубо отрицательное явление. Он возникает как мера компенсации недостатка ресурсов для исполнения обязательств публично правового образования. Поэтому, может рассматриваться как своего рода «лекарство», способное дать стимул к развитию экономики. Кроме того, при принятии бюджета с дефицитом также важно определить источники его финансирования.

В настоящее время состояние несбалансированности, а именно превышение расходов на доходами, наблюдается в бюджетах многих субъектов Российской Федерации. Как правило, состояние дефицита бюджета отдельных субъектов наблюдается на протяжение длительного времени, то есть этот дефицит можно назвать «хроническим». Это обусловлено неравномерностью развития территорий России вследствие неодинакового распределения ресурсов (природных, трудовых), недостаточной развитостью инфраструктуры и рядом других факторов. Поэтому существует понятие «регионов доноров» с развитой и эффективно функционирующей экономикой, и «дотационных регионов», которые вынуждены искать поддержки от вышестоящих бюджетов через механизм межбюджетных трансфертов.

Рассмотрим основные характеристики бюджета Республики Карелия за период 2010-2017 гг. и проанализируем более подробно последние три года.

Таблица 1. Основные характеристики бюджета Республики Карелия за 2010-2017 гг.[1]

Год Доходы бюджета, млн. руб. Расходы бюджета, млн.руб Дефицит бюджета, млн. руб. Изменение объема дефицита бюджета
млн. руб. %
2010 24873,4 25641,9 768,4 - -
2011 27556,5 27631,2 74,8 -693,6 -90,3
2012 26893,2 29140,8 2247,6 2172,8 2905,6
2013 23984,2 28754,4 4770,2 2522,6 112,2
2014 27750,2 31039,1 3288,9 -1481,3 -31,1
2015 28390,9 31356,7 2965,8 -323,1 -9,8
2016 32546,4 34508,4 1961,9 -1003,9 -33,8
2017 35400,0 37200,0 1800,0 -161,9 -8,3

Как видно по данным таблицы, размер доходной и расходной части бюджета Республики Карелия увеличивается, за исключением 2012 и 2013 годов. При этом, начиная с 2013 года заметна тенденция к сокращению объема дефицита бюджета, что говорит о его постепенному приближению к равновесному состоянию. Данную тенденцию отчетливо можно видеть на диаграмме (Рисунок 1).

 

Рисунок 1. Основные характеристики бюджета Республики Карелия за 2010-2017 гг., млн. руб.

Республика Карелия является «дотационным регионом», ежегодно получающим поддержку из федерального центра. Бюджет Республики также на протяжение длительного времени принимался с дефицитом. Так, например, дефицит бюджета по итогам 2015 года составил чуть меньше 3 млрд. рублей (2 965, 8 млн. рублей), что составило 10,5% от доходов Республики Карелия.

В 2016 году ситуация несколько улучшилась в сторону сокращения дефицита бюджета. Дефицит бюджета по итогам 2016 года составил около 2 млрд. рублей (1 961, 9 млн. рублей), или 6,5 % к налоговым и неналоговым доходам. При этом, в 2016 году дефицит был снижен на 1 млрд. рублей, или на 34 % по сравнению с 2015 годом.

По данным Министерства финансов РК, за первое полугодие 2017 года основные показатели бюджета выглядят следующим образом: доходы бюджета РК составили 15 929,7 млн. рублей (что составило 45 % к годовому плану), расходы бюджета РК составили 17 114,2 млн. рублей (что составило 46 % к годовому плану). Дефицит бюджета РК составил 1 184,5 млн. рублей.

Как видно, дефицит бюджета имеет тенденцию к сокращению одновременно с ростом расходов бюджета почти на 4% по сравнению с соответствующим периодом 2016 года. Это говорит о росте доходов бюджета, что позволило сократить дефицит бюджета на 777,4 млн. рублей, или на 39,6%

По итогу 2017 годапредполагается увидеть следующие показатели: доходы бюджета РК составят 35400 млн. рублей, расходы бюджета РК составят 37200 млн. рублей, дефицит бюджета составит 1800 млн. рублей, что примерно равно показателю 2016 года.

По графику на Рисунке 2 можно видеть, что размер дефицита бюджета в 2014 и 2016 годах значительно снизился. В 2015 и 2017 годах это сокращение было не столь значительно.

 

Рисунок 2. Размер дефицита бюджета Республики Карелия за 2010-2017 гг., млн. руб.

Из представленных выше данных следует, что в 2017 году баланс доходов и расходов бюджета Республики Карелия, как ожидается, не будет соблюден. Однако, согласно данным Министерства финансов Карелии, в 2018 году планируется соблюдение равенства доходов и расходов, то есть бюджет придет в состоянии сбалансированности. Эту ситуацию также можно рассматривать двояко. С одной стороны, данный шаг Правительства РК был обусловлен необходимостью соблюдать требования федерального центра по снижению уровня государственного долга. Но, с другой стороны, встает вопрос о том, каким именно образом были уравнены объемы доходов и расходов бюджета. Этого можно достичь либо увеличив доходы бюджета, либо сократив расходы, что и было сделано на практике. Очевидно, что часть расходов была «оптимизирована» в сторону сокращения объемов их финансирования, что, скорее всего, неблагоприятно скажется на экономике региона. Таким образом, достижение равновесного состояния не всегда ведет к росту эффективности всей экономической системы, и иногда может быть лишь вынужденной мерой, не отвечающей в полной мере экономическим реалиям. Также стоит отметить, что в 2019 и 2020 годах планируется, что доходы бюджета Республики Карелия превысят расходы, то есть бюджет станет профицитным. Но, как показывает практика,цифры, предусмотренные в плане, чаще всего отклоняются от прогнозных значений параметров бюджета в процессе его исполнения. Поэтому оправдается данный прогноз или нет, можно будет сказать только по прошествии рассмотренного периода.


[1] Министерство финансов Республики Карелия [Электронный ресурс]. - URL: http://minfin.karelia.ru. – (20.11.2017).


Список литературы

1. Кадникова Т. Г. Бюджетное устройство : учебное пособие для студентов экономического факультета / Т. Г. Кадникова; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования Петрозав. гос. ун-т. - Петрозаводск : Изд-во ПетрГУ, 2013. — 159 с.

2. Министерство финансов Республики Карелия [ Электронный ресурс ] / Министерство финансов Республики Карелия. – Электрон. дан. – Петрозаводск, сор. 2013. - URL: http://minfin.karelia.ru. – (20.11.2017).

3. Официальный интернет-портал Республики Карелия [ Электронный ресурс ] / Администрация Главы Республики Карелия. – Электрон. дан. – Петрозаводск, сор. 2009. - URL: http://www.gov.karelia.ru. – (20.11.2017).

4. Политика Карелии - дискуссии, комментарии, размышления [ Электронный ресурс ] / Центр политических и социальных исследований Республики Карелия. – Электрон. дан. – Петрозаводск, сор. 2017. - URL: http://politika-karelia.ru. – (20.11.2017).


Просмотров: 2943; Скачиваний: 1;