Шихалова В. Г., Сидорова А. В. Анализ налоговых доходов бюджета Республики Карелия в период с 2015-2017 гг. и плановый 2018 год // StudArctic forum. Выпуск 3 (7), 2017, DOI: 10.15393/j102.art.2017.2184


Выпуск № 3 (7)

Экономика и управление

pdf-версия статьи

Анализ налоговых доходов бюджета Республики Карелия в период с 2015-2017 гг. и плановый 2018 год

Шихалова Вера Геннадьевна
ПетрГУ (пр.Ленина д.33),
Shikhalova.vg@gmail.com
Сидорова Александра Владимировна
ПетрГУ (пр.Ленина д.33),
sidorova-sasha@bk.ru
Ключевые слова:
налоговые доходы
расходы
региональный бюджет
налоговый контроль
структура доходов.
Аннотация: Налоговые доходы занимают наибольшую долю поступлений в бюджет, из-за роста расходов и нехватки доходов, необходимо проанализировать структуру доходов в бюджет Республики Карелия и определить, какие мероприятия проводятся правительство для мобилизации доходов в бюджет.
Статья поступила: 09.12.2017; Принята к публикации: 13.12.2017;

Основной текст

Бюджет, согласно российскому законодательству, является документом образования и расходования фонда денежных средств, которые предназначены для обеспечения государственных задач и функций. Бюджетная система Российской Федерации представляет собой совокупность бюджетов всех уровней, базой которой является государственное устройство России и экономические отношения. Регулирование бюджетной системы осуществляется в соответствии с отечественным законодательством.

Доходами бюджета называют средства в денежной форме, которые поступают в распоряжение уполномоченных органов власти на принципах безвозмездности и безвозвратности. Бюджетные доходы разнообразны по своим источникам, составу, направлениям финансирования и иным признакам. Поэтому для обеспечения эффективного планирования и их реального и полного учета, следует классифицировать в рамках единой государственной бюджетной системы. Правильное использование информации, которая сгруппирована по составляющим бюджетной классификации, дает возможность оценивать реальное движения средств бюджета и, проводя их анализ, оказывать необходимое влияние на экономические и социальные процессы в стране.

В условиях финансового кризиса, общей нестабильности экономической и политической ситуации в стране, которая приводит как к росту расходов бюджета, так и снижению его доходов. Например, за счет сокращения налоговых поступлений. Для обеспечения высокого уровня жизни населения и эффективного функционирования различных секторов экономики, обеспечения задач, возложенных на государство, в условиях снижения доходов бюджета необходимым представляется анализ налоговых доходов в целях выявления потенциала их увеличения и более эффективного привлечения средств в бюджет, что обусловило выбор темы работы и её актуальность. Анализ в работе проводится на уровне регионального бюджета, поскольку именно на этом уровне бюджетной системы можно отметить наиболее сильную несбалансированность.

Объектом работы является бюджет Республики Карелия. Предметом – налоговые доходы бюджета. Целью работы является оценка эффективности формирования налоговых доходов регионального бюджета. Для её достижения необходимо решить ряд задач, в частности:

- проанализировать доходную часть бюджета Республики Карелии за 2014 - 2016 годы;

- рассмотреть какие виды налогов участвуют в формировании бюджета Республики Карелия;

- проанализировать налоговые доходы бюджета Республики Карелия для выявления ключевых особенностей и тенденций.

Рассмотрим основные показатели исполнения бюджета Республики Карелия за 2014 – 2016 годы.

 

Таблица 1.

Анализ структуры доходов бюджета Республики Карелия за 2014 – 2016 годы (млн.руб.).

 

Показатель 2014 год 2015 год 2016 год Структура, % изменение, %
2014 год 2015 год 2016 год 2015/2014 2016/2015
Доходы, в т.ч. 27750,21 28390,88 32546,45 100 100 100 1,023 1,146
налоговые и неналоговые доходы 15956,76 17808,16 19654,41 57,50% 62,70% 60,40% 111,60% 110,40%
безвозмездные поступления 11793,44 10582,71 12892,04 42,50% 37,30% 39,60% 89,70% 121,80%
Расходы 31039,09 31356,67 34508,37 - - - 101,00% 110,10%
Дефицит (-) -3288,88 -2965,79 -1961,92 - - - 90,20% 66,20%
Источники финансирования дефицита бюджета 3288,88 2965,79 1961,92 - - - 90,20% 66,20%

 

Доходы бюджета Республики Карелия за 2016 год составили 32 546,4 млн. рублей. Прирост доходов по сравнению с 2015 годом составил 4 155,6 млн. рублей, или 15 %, что связано как с ростом поступлений налоговых доходов (налогов на прибыль организаций, НДФЛ на имущество организаций), так и с ростом безвозмездных поступлений.

Поступление налоговых и неналоговых доходов в бюджет Республики Карелия в 2016 году составило 19 654,4 млн. рублей. По сравнению с 2015 годом произошел их рост на 1 846,2 млн. рублей, или на 10%. Дефицит бюджета по итогам 2016 года составил 1 961,9 млн. рублей или 6% от суммы налоговых и неналоговых доходов бюджета, что на 1 003,9 млн. рублей ниже, чем в 2015 году. Рассмотрим подробнее структуру налоговых доходов:

Рисунок 1. Налоговые поступления в бюджет за 2015 и 2016 года, млн. руб. 

1) Налог на приыль: поступление налога равно 4 280,0 млн. рублей. По сравнению с 2015 годом поступление увеличилось на 37%, что объясняется ростом налогооблагаемой прибыли по большей части отраслей экономики Карелии, в частности по добыче полезных ископаемых (увеличился показатель в 2 раза), обрабатывающей промышленности (увеличился показатель в 1,3 раза), рыболовству и рыбоводству (увеличился показатель в 2 раза), торговле (увеличился показатель в в 1,7 раза.

2) Налог на доходы физических лиц: поступление составило 7 238,0 млн. рублей. По сравнению поступление налога в бюджет Республики Карелия увеличилось к уровню 2015 года на 6%. Главной причиной увеличений поступлений является рост на 7% ТР заработной платы к 2015 году.

3) Акцизы на алкогольную продукцию: поступление акцизов в бюджет равно 366,3 млн. рублей. Уменьшение поступлений по сравнению с 2015 годом (показатель упал в 1,6 раз) произошло в связи с приостановкой деятельности ЛВЗ Петровский и закрытием ООО «Аалто».

4) Акцизы на нефтепродукты: поступление в бюджет доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты за 2016 год равно 2 270,5 млн. рублей (увеличился показатель в 1,3 раза). Рост поступлений по причине роста с 1 апреля 2016 года ставок акцизов на нефтепродукты.

5) Налог на имущество: поступление налога на имущество организаций за 2016 год равно 1 900,6 млн. рублей. Снижение показателя к уровню 2015 года на 13% объясняется произведенными в январе 2016 года возвратами налога на имущество, а также снижением налогооблагаемой базы.

6) Налог на добычу полезных ископаемых: поступление налога за 2016 год равно 144,9 млн. рублей. По сравнению с 2015 годом показатель вырос на 9%, что также связано с ростом налогооблагаемой базы.

7) Транспортный налог: объем поступлений по транспортному налогу за 2016 год составил 614,0 млн. рублей. По сравнению с 2015 годом показатель снизился на 6%, что связано с ростом недоимки по данному налогу.

8) Государственная пошлина: поступления за 2016 год составили 103,6 млн. рублей. Увеличение поступлений по сравнению с 2015 годом составил 2,3 раза.

В Республике также предусмотрены налоговые льготы. В целях роста поступлений налоговых доходов в бюджет Республики Карелия в 2016 году была проведена оценка эффективности всех налоговых льгот, установленных региональным законодательством и решениями органов местного самоуправления. В дальнейшем планируется поэтапно отменять региональные налоговые льготы и изменять ставки налогов.

Рассмотрим данное заявление [4] поподробнее: Законом Республики Карелия от 28 ноября 2016 года № 2067-ЗРК «О внесении изменений в Закон Республики Карелия «О налогах (ставках налогов) на территории Республики Карелия» установлены:

1) постепенная отмена льгот и повышение ставок по налогу на имущество организаций;

2) определение налоговой базы по налогу на имущество организаций переходит кадастровую стоимость касаемо объектов недвижимого имущества торговых центров, торговых объектов общей площадь которых свыше 500 кв. метров;

3) реорганизация ставок транспортного налога, в том числе для легковых автомобилей, мотоциклов и мотороллеров, снегоходов, водных транспортных средств, парусно-моторных судов, воздушных транспортных средств, а также отмену льгот по транспортному налогу для организаций, осуществляющих переработку сельскохозяйственной продукции.

По программе импортозамещения и с целью развития сельскохозяйственной отрасли были определены налоговый льготы для предприятий данной отрасли. Законом Республики Карелия от 28 ноября 2016 года № 2066-ЗРК «О внесении изменений в статью 9.1 Закона Республики Карелия «О налогах (ставках налогов) на территории Республики Карелия» отменены льготные ставки по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, для организаций, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции. Кроме того, данные льготы были отменены для организаций:

- занимающихся благоустройством и озеленением;

- осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта.

Данные Законы Республики Карелия вступили в силу с 1 января 2017 года. Дополнительные поступления доходов в бюджет Республики в результате отмены льгот и увеличения налоговых ставок можно оценить в сумме более 100 млн. рублей!

Также с целью мобилизации доход в Республике Карелия проводятся:

- контроль за выполнением прогнозных показателей доходов бюджета;

- контроль за налоговыми поступлениями, формирующих основную долю налоговых поступлений в республике, в частности ТОП-50 компаний, а также группой организаций, имеющей резервы для увеличения налоговой базы республики;

- реструктуризация возврата из бюджета налога на прибыль в целях минимизации негативных последствий для бюджета. (в частности в 2016 году снижена сумма произведенных возвратов с 957 млн. рублей до 549 млн. рублей в 2016 году по сравнению с 2015 годом).

На 2018 год в проекте бюджета предусмотрен бездефицитный бюджет, доходы и расходы составят 33 млрд.  62 млн. рублей. Это можно объяснить тем, регион намерен снизить государственный долг, если планирует получать дополнительную помощь из федерального бюджета. Поэтому, начиная с бюджета 2018 года, запланировано поступательное снижение государственного долга.

Объем общих доходов бюджета республики на 2018 год рассчитан в сумме 21 млрд. 534 млн. рублей – больше на 6% оценки 2017 года.

В заключение необходимо подчеркнуть, что бюджетные доходы многообразны по источникам, их составу и направлениям финансирования. В целях обеспечения эффективного планирования следует классифицировать их в рамках единой государственной бюджетной системы. Принципы планирования и прогнозирования доходной части бюджета лежат в основе, как финансовой политики нашего региона, так и финансовой политики государства.


Список литературы

1. Консорциум Кодекс / О бюджете Республики Карелия на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов (с изменениями на 5 октября 2017 года) / [Электронный ресурс] / http://www.kodeks.ru // Электрон. дан. [Россия]. URL: http://docs.cntd.ru/document/465410887 – свободный. – Яз. рус. (07.12.2017).

2. Министерство Финансов Республики Карелия / Бюджет для граждан / [Электронный ресурс] / http://minfin.karelia.ru // Электрон. дан. [Россия]. URL: http://minfin.karelia.ru/assets/UprBud/ref/Broshyura-Ispolnenie-2016.pdf – свободный. – Яз. рус. (07.12.2017).

3. Официальный интернет-портал Республики Карелия / Проект бюджета-2018/ [Электронный ресурс] / http://www.gov.karelia.ru // Электрон. дан. [Россия]. URL: http://gov.karelia.ru/News/2017/11/1110_26.html – свободный. – Яз. рус. (07.12.2017).

4. Министерство Финансов Республики Карелия / Налоговые льготы в Карелии / [Электронный ресурс] / http://minfin.karelia.ru // Электрон. дан. [Россия]. URL: http://minfin.karelia.ru/nalogovye-l-goty-v-karelii-stanut-bolee-effektivnymi-i-adresnymi/ – свободный. – Яз. рус. (07.12.2017).



Просмотров: 990;

DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j102.art.2017.2184